
Людмила Павленко: дорогу национальному стилю!
- Подробности
- Создано 27.05.2013 19:16
- Просмотров: 3578

ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ИСКУССТВОВЕДОВ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
14 мая в Центре современных народных художественных промыслов и ремесел состоялся круглый стол на тему «Актуализация изделий народных художественных промыслов в современных условиях».
Перед собравшейся аудиторией – руководителями предприятий, представителями учебных заведений, сотрудниками департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области – выступила приглашенный гость Людмила Александровна Павленко, директор Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (Нижний Тагил), член Международной Ассоциации искусствоведов.
Одним из важных вопросов, затронутых Людмилой Александровной, стал вопрос осовременивания произведений русских народных художественных промыслов.
* * *
– Очевидно, что произведения народных художественных промыслов (НХП) должны занимать более значимое место в нашей жизни, чем то, что они занимают сегодня. Как этого добиться? Кто должен этим заниматься?
Безусловно, все мы: и производители НХП, и учреждения по подготовке кадров, и наши власти всех уровней, и просто каждый из нас – каждый неравнодушный патриотически настроенный гражданин России.
Казалось бы, что проще? Взяли объект – произведение НХП – и «вписали» его в свою нынешнюю жизнь. Но не тут-то было. Сразу же начинают возникать какие-то подводные камни.
И действительно, чтобы мы могли органично вписать произведение НХП в наш быт, оно должно ему соответствовать. Оно должно быть, как это ни покажется странным, достаточно современным.
Говоря это, я, конечно же, предвижу целый ряд возражений и производителей, и искусствоведов: промысел – это традиция, а традиция неизменна и никакому осовремениванию не полежит, иначе это уже не традиция, иначе это уже не промысел. Но послушайте, я же не призываю вносить какие-то радикальные перемены. Очень тонко, очень грамотно в сотрудничестве со специалистами вполне можно внести какие-то новые элементы.
Да, промыслы надо сохранять. Но если мы не будем их развивать, если они не будут обогащаться какими-то нововведениями, если мы не будем целенаправленно встраивать их в XXI век, – они так и останутся в роли некоего атавизма. Неужели это и есть наша задача – оставить вещи, в которые вложены, душа, силы, средства, на уровне каких-то невостребованных ископаемых, пылящихся на обочине современности?
Такое отношение к произведениям НХП со стороны самих производителей влечет аналогичное отношение и со стороны дизайнеров – людей, которые как раз-то и призваны вписывать те или иные элементы в окружающие нас интерьеры.
Вот типичный пример. Моя дочь очень современный дизайнер, она создает интерьеры для каких-то очень дорогих продвинутых квартир. Как-то раз она и говорит мне, что, мол, не живут ваши промыслы в современных стилях – просто не вписываются.
На это я, конечно, поинтересовалась, а живут ли в этих интерьерах вещи антикварные, которым по 200 – 300 лет? Оказалось, что живут. Более того, им выделяется особое место, именно потому, что в них вложены большие деньги. Вот и для предмета НХП, как для драгоценной вещи, тоже должно находиться место в интерьере.
И всё же, конечно, сознательная архаизация предметов НХП – это не выход. Они заслуживают того, чтобы стать нормальным атрибутом повседневности. А те, кто сегодня в учебных заведениях готовит дизайнеров, обязательно должны преподавать своим студентам (и отнюдь не в сжатом виде) народную культуру, народные традиции, промыслы.
Давайте, наконец, все вместе сойдем с тех позиций, что ничего не должно меняться. Должно! Но разумеется, с сохранением узнаваемости, с сохранением традиций.
Без эксперимента никак нельзя, хотя бы даже потому, что без эксперимента мы просто не выживем, мы так и останемся в ветхом прошлом, а нашим уделом будут лишь горькие сетования о том, что у нас, видите ли, ничего не получается.
Чего мы этим добьемся?
Мы уже почти потеряли нашу молодежь. Наши идеологические противники – нам не уйти от этого определения, кто бы что ни говорил, – уже достаточно мощно промыли ей мозги. Стоит ли удивляться тому, что наша молодежь с таким пиететом смотрит на Запад? Она практически не получает национального воспитания. Она воспитывается на западной символике, значения которой зачастую даже не понимает. Но это мощная символика, и она делает свое дело – бьет по подсознанию. И мы ничего ей не противопоставляем.
А ведь есть что! Слава Богу, прошли эти ужасные времена – 1990-е годы, когда все мы буквально боролись за выживание. Теперь мы всё чаще посещаем заграницу, каждый из нас хоть где-то бывал… И постепенно приходит осознание того, что мы – россияне – не второсортные люди на планете, что у нас есть много такого, чего нет у представителей других стран и никогда не будет. В том числе и наши народные художественные промыслы. Не надо бояться своей самобытности, не надо бояться патриотизма. К сожалению, это в нас тоже есть.
Недавно я прочитала статью о шведском дизайне. У шведов нет понятия «народные художественные промыслы», у них есть понятие «ремесло», а ремесло свое они очень высоко ценят и глубоко понимают свою национальную особенность. Когда в начале ХХ века стал зарождаться модерн, шведы стали привносить в него и черты, свойственные их национальному искусству, – суровость и простоту. Теперь мы говорим о шведском стиле как об общепризнанном. Что мешает нам начать внедрять элементы нашего народного искусства в дизайн квартирных интерьеров?
Но вот о чем еще я задумалась, если у шведов главные черты национального искусства – суровость и простота, то какие главные черты у нашего национального искусства? И я поняла – это необычайная широта и душевность. Именно этими качествами мы и можем нашу подрастающую молодежь, своих детей и внуков, удержать на этой прекрасной земле, которая называется Россией.
Автор: Антон Касков (литературная обработка материала)
Фото Татьяны Южаниной