
Светские беседы
«В группе девушек нервных...»
- Подробности
- Создано 01.08.2012 18:45
- Просмотров: 3808

О ЗНАЧЕНИИ БОГЕМНОЙ ТУСОВКИ В МИРЕ ИСКУССТВА БЕСЕДУЮТ ХУДОЖНИКИ АНАТОЛИЙ ПЕСТОВ И ОЛЬГА БАРЫШНИКОВА
Богемный образ жизни, овеянный флером загадочности и избранности, всегда вызывал интерес «непосвященных». Но что такое богема? Пока одни всерьез борются за право прохода на Олимп, другим вполне достаточно просто немного побыть в их компании.
Еще не так давно и это стремление необходимо было подкреплять хоть чем-нибудь, – хотя бы плохонькой подборкой стихов, рисунков, нотных записей... Теперь же вполне достаточно лишь войти в определенный образ – эпатажность, экзальтированность, скандальное поведение...
И всё же так ли уж никчемны современные тусовщики? Не кроется ли за попыткой создать и выдержать свой неповторимый образ сознательная работа полноценной творческой единицы? Об этом рассуждают художники Анатолий Пестов и Ольга Барышникова.
Антон Касков: Анатолий Васильевич, Ольга Фёдоровна, как вы думаете, можно ли считать художником человека, который, хотя и не производит некий художественный продукт (стихи, картины, музыкальные произведения), но зато живет «как художник», принимает на себя образ художника?
Анатолий Пестов: Я думаю, каждый человек в душе считает себя художником, и это во многом справедливо. Да, он может не владеть кистью и всё же иметь потребность что-то сказать миру. А ведь это так важно и так замечательно – иметь что сказать! Особое видение мира, особое видение искусства на самом деле не редкость, а ведь задатки, я уверен, есть у всех. Все мы с раннего детства так или иначе получаем информацию о мире искусства, и она просто не может не оставить в нас какой-то след. Поэтому, разумеется, находятся люди, судьба которых в силу каких-либо причин не оказалась связанной с миром искусства, но у которых есть что ему сказать, а также есть желание и возможность сказать.
Особенности их поведения и одежды – это лишь способ. Главное не навязывать свои установки окружающим, не допускать насилия над зрителем.
Ольга Барышникова: Конечно, в числе тусовщиков есть и те, кто больше увлечен самой атмосферой богемной тусовки, чем каким-то вкладом в мир искусства, и просто хочет поддержать ее своим имиджем. Тем не менее, за такими людьми всегда интересно наблюдать: они яркие, привлекательно одеты, интересно себя ведут. И какие бы цели они ни преследовали, ни в коем случае нельзя считать их лишними в мире искусства.
Каждый сам выбирает, где ему провести свое свободное время. Кто-то идет в ночной клуб, а кто-то – в художественный музей. И сам тот факт, что человек отдает предпочтение музею, уже говорит о том, что он там не лишний. И придя туда, он обязательно займет свое (исключительно свое!) место. Даже если он придет просто поддержать атмосферу – отлично! Он с успехом это сделает, и это будет здорово!
Анатолий Пестов: Тут мы неизбежно выходим на такой классический вопрос, как соотношение формы и содержания. Согласен, для кого-то содержанием является сама форма – особенности поведения или одежды. А бывает и так, что форма просто доминирует над иным, внутренним, содержанием. Когда оно начинает расти, форма заметно уходит на второй план. Вот, например, некоторые из моих студентов – поначалу они и рисовать-то толком не умеют, зато сколько формы! Однако есть и желание чему-то научиться. Проходит пара месяцев интенсивной работы, и я начинаю замечать, как растет мастерство моих студентов, а вместе с тем и то, как преобразуется созданная ими «форма», как уходит всё вычурное и наносное.
Ольга Барышникова: Я хотела бы заступиться за поборников формы. Давайте признаем, чтобы выглядеть ярко и неординарно, у нас порой надо иметь большую смелость. И тот человек, который вообще длительное время выдерживает свой «образ художника» – личность подлинно свободная и достаточно сильная. Она может себе такое позволить. В отличие, кстати, от тех очень и очень многих, кто скован различными форматами нашего общества. Я даже склонна считать, что такие люди по натуре лидеры, и подчас именно они, а не сам «художественный продукт», подвигают других стать любителями Прекрасного. Глядя на них, кто-нибудь обязательно подумает: «Если у меня есть вкус, стиль и возможности, то почему бы и мне не попробовать проявить себя?»
Анатолий Пестов: Отчасти соглашусь с Ольгой. Действительно, быть «как все» в некотором смысле беда нашего общества. Начинается с внешности и поведения, а заканчивается образом мышления – отсутствием своей позиции или желания ее отстаивать.
Антон Касков: Интересно, а насколько сильно такое богемное окружение влияет на самих художников, на создаваемые ими произведения?
Ольга Барышникова: Думаю, серьезно влияет. Могу даже привести пример из собственного опыта. Помнится, я долго работала над одной из своих картин и всё никак не могла воплотить замысел до конца. Чего-то мне явно не хватало. И вот в тусовке я увидела одного человека... его жест, его движения. Это мгновение и стало для меня поворотным: мне буквально открылось готовое решение. Так что… Да и еще раз да – окружение очень значимо для художника.
Анатолий Пестов: Я бы тоже сказал, что люди, составляющие богемную тусовку, вполне могут стать источником вдохновения. Но далеко не все и не всегда. Меня, например, может заинтересовать чья-то эпатажная внешность или поведение, но только если оно содержательно, то есть каким-то образом раскрывает взгляды человека на мир искусства.
И впрямь было бы как-то скучно и странно увидеть на открытии очередной выставки только художников, а на презентации книги – исключительно писателей. Разве под силу им одним создать нужную атмосферу? Сомневаюсь.
Да и почему, в конце концов, сам образ жизни человека не может считаться искусством? Еще как может! А тут-то и выходит на первый план внутренняя составляющая (неизбежно!), потому что без осознанного видения себя в мире искусства и без решимости это видение выразить ни о какой сопричастности к свободному творчеству не может быть и речи. Главное только – и в этом прав Анатолий Пестов – знать меру и не допускать насилия над зрителем.
Автор: Антон Касков и Амина Рагимова
Фото Антона Каскова