Краеведение

Лишимся, не приобретя

СКУЛЬПТУРНЫЕ РАБОТЫ ЛЮБОВИ ВАСНЕЦОВОЙ МОГУТ НЕ ДОСТАТЬСЯ НАШЕМУ ГОРОДУ

Аркадий Васнецов, искусный столяр, резчик и инкрустатор, имел в Вятке с 1894 по 1902 год мастерскую при доме на Никитской улице. Там он выполнял очень тонкую, работу с драгоценными породами дерева, подчас выписываемого из-за границы. Именно в той мастерской младшая дочь Аркадия Михайловича – Любовь Васнецова (1899 – 1987), ставшая впоследствии скульптором, получила первые ощущения красоты пластической формы.

Воспоминание о пластичной точеной форме в резьбе отца привело Любовь Аркадьевну сначала в мастерскую вятского скульптора Зинаиды Клобуковой, ученицы московского ваятеля Анны Голубкиной – автора первого в России скульптурного портрета Карла Маркса. Любе в ту пору исполнилось 18 лет. Она любила модную тогда сокольскую гимнастику, ее привлекала бодрая энергия послушного молодого тела. Люба даже поехала поступать в медицинский институт в Пермь, но в конце концов, попала в Петроград, поступив в Академию художеств на архитектурное отделение. А в 1922 году она пришла в мастерскую Александра Матвеева, ученика Павла Трубецкого – настоящего импрессиониста в русской скульптуре, мастера в отображении мгновения.

Впрочем, новое поколение – Александр Матвеев (1878 – 1960) и его ученики – не пошло за старыми учителями. Желая показать красоту вечности в спокойных, обтекаемых формах обнаженного человеческого тела, они опирались на образцы искусства древней Эллады, сочетая их с современностью и добавляя нотки французского искусства, и в частности творческого метода Аристида Майоля.

ol-vas-2

Красота округлых форм, плавное течение линий силуэта, несколько замедленный темп движений в характеристике героев в полной мере присущи и работам Васнецовой. Однако всерьез заниматься скульптурой она начала, только выйдя на пенсию: рождение в 1931 году дочери Ольги, а затем Великая Отечественная война и кропотливый труд художника-лаборанта в Военно-медицинской Академии имени С.М.Кирова почти на 30 лет отодвинули перспективы самореализации скульптора.

И только в конце 1950-х, поощряемая своими товарищами по матвеевской школе, встретив полное понимание со стороны мужа и дочери, Любовь Аркадьевна начала творить. В 1958 году она была принята в члены Союза художников СССР, а ленинградская организация Союза художников выделила ей мастерскую. Ее скульптуры, изображающие обнаженную фигуру, изящны, классически просты. Наиболее известными скульптурными композициями Васнецовой стали «Толкание ядра» (1960), «Упражнение с обручем» (1962), «Художественная гимнастика» (1961), «Юный футболист» (1974). Ее лучшие произведения экспонировались на республиканской выставке «Советская Россия» (1960), а также на Всесоюзной выставке 1961 года. Некоторые из ее работ были приобретены государством и распределены по различным музеям. Остается только сожалеть, что в наше музейное собрание они не попали. Пять скульптур, предоставленных семьей Любови Аркадьевны в 1998 для участия в выставке «Художники рода Васнецовых», были возвращены владельцам.

Кировские скульпторы Владимир Бондарев и Клара Коциенко предлагали сделать с гипсов бронзовые отливки, но так не нашли того, кто бы мог оплатить столь кропотливую и трудоемкую работу. Местные власти также не нашли денег на приобретение бронзовых скульптур нашей землячки.

Ольга Свердлова, дочь Любови Васнецовой, говорила тогда, что если в доме ее деда Аркадия Михайловича – ныне это дом № 116 по ул. Володарского – будет открыт музей, то она готова передать в его экспозицию произведения Любови Аркадьевны. В письмах тридцатилетней давности своим вятским друзьям Трейтер-Столбовым сама Любовь Васнецова выражала мечту об открытии такого музея.

Двадцать лет назад этот дом был расселен, но экспозиции в нем открывались только на несколько часов, поскольку за прошедшие годы в этот дом так не было проведено отопительных коммуникаций. С 1968 года на доме размещается мемориальная доска, в память об известных художниках. В 2008 году к 150-летию со дня рождения Аркадия Михайловича на стене дома поместили доску с портретом хозяина.

Тогда же Ольга Свердлова, приехавшая на юбилей в родной город, в беседе о судьбе творческого наследия матери сказала, что завещает дочери перевезти ее скульптурные работы в Государственный Русский музей. Достанется ли Вятке что-либо из произведений Васнецовой и будет ли открыт музей в доме на ул. Володарского? До сих пор неизвестно. 

Автор: Татьяна Малышева, заведующая Музеем-усадьбой художника Н.Н.Хохрякова

Фото предоставлены автором

Нравится

Большой вопрос

narodnyj-kostyum-ujdet-i-ladno«Возрождение национальных традиций», «крепнущее самосознание русского народа» – всё чаще и чаще звучат...

События

mikhail-nesterov-v-lyubimom-formateКАМЕРНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЖИВОПИСЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В МУЗЕЕ ИМЕНИ...

От первого лица

proniknut-v-glubinu-smeshnogoПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ ПОЛЯКОВ О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОЙ САТИРЫ  3 сентября в Доме-музее Михаила Евграфовича...

СКОРО

Карта странствий

avstraliya-nenadolgo-poteryatsya-v-busheАвстралия – удивительная, очень далекая от нас страна, занимающая целый континент. Немногим россиянам...

Тур выходного дня

v-kilmez-progulyatsya-po-sovetskojПоехать в Кильмезь хотелось уже давно – уж очень красочно рассказывали о фестивале «Вятский лапоть»...

Событие в картинках

 

 

TOP

Информационный портал © «Культурная среда», 2013. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При использовании любых материалов, размещенных на сайте «Культурная среда», ссылка на сайт обязательна. Возрастное ограничение 12+.

Яндекс.Метрика